суббота, 22 мая 2010 г.

Туркменские ковры


Туркменский ковер — не только произведение искусства, но и необходимая принадлежность быта. По своему назначению туркменские ковры делились на:

халы — ковры в собственном смысле слова, служащие для убранства жилищ;
намазлык — небольшие коврики, употреблявшиеся раньше для подстилки во время молитвы;
гапыкилим, энси— средней величины ковры, предназначенные для завешивания входа и юрту.

Помимо того, к ковровым изделиям относятся различные сумки — торба, развешиваемые на стенах дома или юрты и служащие для хранения мелких домашних вещей; мешки — чувал, мапрач — для хранения платья, белья и других вещей, имеющие в то же время декоративное значение; переметные сумы —хорзуун и, наконец, декоративные украшения — осмалдык, халык — для верблюжьего вьюка, а также различного рода ковровые ленты— акйуп, голан (полам) до 10—15 м длиной и 20—40 см шириной, употребляемые для украшения внутренних стенок юрты и для опоясывания ее наружных войлочных покровов.

В туркменских коврах преобладают красные тона, цветовая гамма варьирует от темно-вишневого (в пендинских коврах) до почти алого цвета (у текинцев). Из других цветов чаще всего присутствуют черный и белый, а в йомутских коврах еще и синий. Белый цвет со временем приобретает оттенок слоновой кости, а красные тона несколько блекнут, что придает старым ковровым изделиям особую легкость, гармоничность колорита.

До конца XIX в. для окраски шерсти туркмены употребляли исключительно растительные, весьма стойкие красители. В более поздний период на смену растительным пришли более дешевые нестойкие анилиновые краски, что значительно ухудшило цветную гамму.
Узор туркменских ковров — геометрический, причем характерный для каждого крупного племени. В больших коврах особенно четко видно деление на центральное поле и кайму. В центре в шахматном порядке располагаются восьмиугольники и ромбы, заполненные разным узором; в коврах йомутов, например, узор выполняется в виде зубчатых ромбовидных розеток.
Кайма состоит из простых стилизованных геометрических, а иногда растительных мотивов. В коврах конца XIX — начала XX в. с большим трудом можно уловить сильно геометризированные изображения растений и животных.
В старых туркменских коврах, вытканных столетием раньше, встречались живые сцены из быта; особенно интересны в этом смысле были йомудские ковровые дорожки, на которых изображались перекочевки и другие сцены.

Среди туркменских ковров различаются ковры ворсовые (техника читме) и безворсовые (техника какма); наряду с этими двумя основными типами встречается промежуточный, когда ворсовый узор выполняется по безворсовому фону.
Собственно ковры, ковровые сумки и украшения на верблюда изготовляют ворсовыми. Ворсовые туркменские ковры отличаются высоким качеством: плотностью узлов и низким ворсом. Безворсовые изделия встречаются значительно реже и характерны главным образом для йомутов. Это большие паласы, вещевые мешки — чувал, а также дорожки для опоясывания деревянного остова юрты и внешних камышовых циновок (дузи, билйуп и т. п.).

Однако наиболее красивые туркменские дорожки, которые теперь встречаются редко, изготовлялись путем нанесения коврового узора на безворсовый фон. Так ткали, например, дорожки голан и акйуп йомуды. Дорожки весьма оригинальны по рисунку: на белом фоне в длину располагается геометрический узор, изменяющийся на протяжении длины дорожки несколько раз. Основной рисунок этого узора напоминает разветвленное дерево, сильно стилизованное. Эти комбинированные дорожки чрезвычайно близки к каракалпакским. Значительно чаще у всех туркмен для крепления юрты встречаются дорожки другого типа, а именно с цветным, напоминающим вышивку, узором по белому фону.

Несмотря на разнообразие ковровых изделий, техника их выделки не отличалась сложностью. Туркменские ковры изготовляли на горизонтальном ткацком станке чрезвычайно простого устройства. Две пары кольев вбивали в землю в соответствии с величиной и формой намечаемого ковра. За кольями укрепляли два бруса, между которыми натягивали основу. Для перестановки ниток основы служила палка с петлями, захватывающими один порядок основы, и дощечка. Палка с петлями устанавливалась на рогульках, вбитых в землю, или на сделанных из глины столбиках. Чтобы нитки основы не сдвигались с места, их примазывали к палке глиной. Уточные нитки пропускали пальцами без челнока. Для прибивания утка во время тканья служила массивная железная гребенка с деревянной рукояткой. Ворс подрезали ножницами, которые изготовляли местные мастера.

Эта кропотливая техника не позволяет работать быстро. Обычно в течение месяца упорной работы туркменская женщина может таким образом наткать 4—5 метров ковра. Работают иногда, в особенности при изготовлении широких ковров, несколько женщин, которые садятся в ряд.
Ткацкий станок в холодное время устанавливали в юрте, освобожденной для этого от утвари, а летом — под навесом. Обычно ковры ткали в теплое время года, так как зимой работать было значительно трудней. Нитки заготовляли исподволь, преимущественно из овечьей шерсти весенней стрижки.

Помимо коврового, развито и войлочное производство, которое, однако, не представляет собой особенного своеобразия: в таком же виде войлок изготовляется казахами, киргизами, каракалпаками.
Для изготовления войлока требуется камышовая циновка; на нее раскладывается слоем расчесанная предварительно шерсть, которая смачивается и закатывается в эту циновку. Циновку обвязывают веревками и катают вдвоем по земле иногда при помощи лошади, а затем вынимают войлок из циновки и, свернув валиком, катают руками, стоя на коленях.
Циновки употребляются в хозяйстве также в качестве подстилок и для покрытия нижней части юрты поверх войлока. Циновки плетут из камыша на примитивных станках, привязывая каждую тростинку в нескольких местах толстыми нитями.

С кочевым укладом жизни туркмен-скотоводов связано изготовление орнаментированных войлочных ковров-кошма— кече.
Основной, обрамляющий центральное поле рисунок, бытующий у всех туркменских племен, называется сары ичян (желтый скорпион), сайлан (выборный) или гочак (рога барана). Центр поля обычно занимают два—четыре крупных однотипных круга, имеющих различные наименования у отдельных племен. По названию центрального рисунка называется и весь войлок.
У йомутов-джафарбаевцев и прибрежных жителей восточного побережья Каспийского моря распространены двусторонние орнаментированные войлоки кошма кече; местные-мастерицы считаются наиболее искусными в выделывании войлоков. Особенно славились своими войлочными изделиями также туркмены-сарыки.
Сейчас кошмоваляние стало занятием, распространенным даже в тех земледельческих селениях, где раньше его не знали. Кошмоваляние издавна было широко распространенным занятием у тех групп туркмен, в хозяйстве которых были овцы, а следовательно, и шерсть. Туркменки валяли одноцветные и узорные войлока. Процесс изготовления войлоков в основном тот же, что и в других районах Средней Азии; выделкой войлоков у туркмен занимаются исключительно женщины.

Комментариев нет:

Отправить комментарий